Когда нужно снять какой-нибудь горячий национальный вопрос или просто заткнуть русским людям рот, из раза в раз указывают на многоконфессиональность и многонациональность Российской Федерации. Должно ли религиозно-национальное разнообразие России блокировать её развитие по-русски?
Данные статистики
Реальная многонациональность и многоконфессиональность РФ в цифрах выглядит следующим образом. По данным Росстата, общая численность населения Российской Федерации на 1 января 2022 года составляет 145.557.576 человек («Оценка численности постоянного населения на 1 января 2022 г. и в среднем за 2021 г» от 25.04.2021).
Результаты последней переписи 2020 года ещё не опубликованы, кроме общей цифры граждан России — 147,2 млн. Есть некоторый разнобой в цифрах, но в целом он не меняет общей картины.
Официальные данные численности по национальностям пока есть только на 2010 год, согласно предыдущей переписи населения. В 2010 году в РФ проживало 142.856.536 человек, из указавших свою национальность 80,9% были русские. Затем шли татары (5.310.649 или 3,87%), украинцы (1.927.988 или 1,41%), башкиры (1.584.554 или 1,16%), чуваши (1.435.872 или 1,05%), чеченцы (1.431.360 или 1,04%), армяне (1.182.388 или 0,86%), белорусы — 817.462 (0,56%) и т.д.
Из указавших свою национальность в Москве проживало на 2010 год 91,65% русских, а в С-Петербурге — 92,48%.
При официально сформулированной позиции президента (русские, украинцы и белорусы — один народ), эти цифры необходимо увеличить. В РФ русских будет — 82,87%, в Москве — 93,43%, а в С-Петербурге 94,9%.
Официальная вероисповедная статистика, по данным ВЦИОМ, выглядит следующим образом: 68% называют себя православными, 6% мусульманами, 1% протестантами, 4% верят «во что-то» без принадлежности к конкретной конфессии, 12% неверующих, 4% колеблющихся между верой и неверием, 4% другое, 1% затруднились с ответом.
Потенциально к этим цифрам вскоре можно будет прибавить 4,8 млн. в Донецкой области, 2,1 млн в Луганской области, 1,6 млн в Запорожской области, 1 млн в Херсонской области и то, что в дальнейшем сумеем освободить и присоединить в результате специальной военной операции на Украине.
Проценты в сторону русскости и православности населения ещё больше увеличатся, не меньше чем до 90% и 75% соответственно.
Бесспорно, цифры важны, но они не являются единственным доводом русскости и православности России.
Государствообразующие составляющие России
В истории разных народов институт государства складывался как форма национального обособления. Россия здесь не исключение. Построение государства или выстраивание появившейся властью неких границ кровно-родственного или поведенчески-родственного сообщества, часто происходит параллельно с осознанием себя чуждым или другим, по отношению к соседям. Единство страны покоится на сложных государственно-правовых и духовно-культурных связях граждан, власти и объединяющего их государства.
Говоря о единстве сегодняшней России, мы имеем в виду несколько скрепляющих государствообразующих господств (доминант), таких как русский язык, русская история и русская культура. Именно они формируют мировоззренческую и поведенческую общность нашей страны.
До революции наряду с помянутыми выше существовало ещё несколько господств, на основе которых была сформирована Российская Империя: Православие было господствующей религией, Самодержавие — господствующей властью, а русские люди — государствообразующим народом. Православно-религиозное (мировоззренческое) и русско-этническое (численное) доминирование имело большое значение для Российской Империи, создавая нравственно-поведенческую связь власти и народа.
Либерально-большевицкий революционный эксперимент (и Февраль, и Октябрь) уничтожил или постарался демонизировать несколько жизненно важных для нашего государства господств: христианскую веру, национальную власть, покушался на единство (русские, украинцы и белорусы) и отрицал (борьба с «великорусским шовинизмом») главенствующую роль русского народа, пытался бороться с русской культурой (репрессии, пролеткульт и т.д.) и доминированием русского языка (украинизация, коренизации, переход на латинский алфавит).
Недавние поправки в Конституцию попытались вернуть если не господства, то некие традиционные для России идеи государственного доминирования. Так, статья 68, говорит о господстве русского языка на всей территории РФ, как языка государствообразующего русского народа, хотя и прибавляет «входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации».
Если при коммунистах, идея латинизации языков разрабатывалась ещё с 1919 года, при наркоме Луначарском. А к началу 1930-х годов советские власти практически латинизировали алфавиты около 70 языков народов СССР, в том числе азербайджанский, башкирский, бурятский, казахский, киргизский, молдавский, таджикский, татарский, туркменский, узбекский и другие более мелкие.
Сегодня в РФ с попытками татарстанской элиты перевести на латиницу татарский язык всё-таки борются. И Конституционный суд запрещает подобный алфавитный сепаратизм.
Поправки в Конституцию содержали и религиозно-исторические смыслы. В тексте Основного Закона страны появилась вера в Бога, переданная предками. Религиозная составляющая трактуется как «исторически значимая» составляющая в становлении и развитии русской государственности.
Укрепление взгляда на Россию по-русски заметно и в трактовке Конституционным судом положения о государствообразующем народе: «основано на объективном признании роли русского народа в образовании российской государственности, продолжателем которой является Российская Федерация. Оно не умаляет достоинства других народов».
Попытка отказаться от мультипатриотизма видна и во введении разумного запрета на двойное гражданство для целого ряда высших госслужащих, так как оно «не согласуется с конституционными принципами независимости депутатского мандата и государственного суверенитета».
Законодательное требование отсутствия «жизненных интересов за пределами Российской Федерации» объясняется как «уязвимость» для госслужащего, должного находиться «в особой устойчивой политико-правовой связи с государством».
Для президента Конституционный суд находит необходимым «правовую и эмоциональную (духовно-культурную) связь с Российским государством», особой гарантии «соблюдения гражданской верности как непременного условия занятия должности главы государства». Это прямая попытка поиска не свойственных республиканско-демократическому мышлению исторических доминант и нравственно-религиозных оснований.
Государственные и частные интересы
Когда люди перестают осознавать государство своим, родным, общим делом, государства теряют живучесть. Когда гражданство распространено на людей, диаметрально противоположно относящихся к стране, когда чувства граждан варьируются от жертвенной любви до пламенной ненависти, от «только бы жила Россия» до «стыдно быть русским», тогда гражданство как институт, призванный отделить своих от чужих, строителей от разрушителей, жертвователей от расточителей, теряет всякий смысл.
Нас русских так зашугали в советские времена борьбой с «великорусским шовинизмом», а в либеральные 282 статьёй, что многие потеряли всякий интерес к государственной жизни. Все коммунистические и либеральные годы русских пытались свести до уровня трудолюбивого гумуса, который должен молчаливо переносить все социальные эксперименты над ними производимые. Повсеместно внушалось некое чувство вины за своё имперское прошлое, за свою обширность и многочисленность. Русских старались эмансипировать от державной роли государствообразующего народа России. Интернационализм и советский народ, а затем мультикультурализм и российский народ подавались как единственно возможные, суррогатные государствообразующие общности в национальной политике.
Всё это не сработало как альтернатива русскости. Национального основателя, русскую государствообразующую национальную доминанту поменять оказалось не на кого.
Оказалось, что государственные национальные интересы и интересы частные имеют совершенно разную мотивацию. Малые этнические группы часто рождают лишь массу частных эгоистических интересов. Приводить их к общему, государственному знаменателю могут только государствообразующие доминанты: общий язык, общая историческая судьба, общий патриотизм и тот направляющий фарватер государственной жизни, который задаёт государствообразующая нация своей деятельностью.
Современная Российская Федерация глубоко страдает от раздирающих её единство клановых интересов, в которых национальная разношёрстность играет не последнюю роль. Мировоззрение малых этнических групп, не отформатированное общегосударственной идеологией, само не может дорасти до государственного уровня. В России действительно нечем заменить русское, имперское мышление.
Проповедь многонациональности России, понятая как либеральная форма социалистического интернационализма, как наследие советских страхов по «великорусскому шовинизму», продолжает держать русских в некоем отдалении от державного руля страны. Национальная динамо-машина по-прежнему находится на холостом ходу, без применения для решения больших задач.
Русский народ как историческая, религиозная, психологическая, национальная общность не в полной мере вмещается в федеративную повестку. Записав в своей Конституции государствообразующую роль русского народа, пора насыщать это положение реальными возможностями русским людям стать государствообразующей доминантой России.
Пока же из разных русских городов мы регулярно получаем сообщения об атаках на русских людей многонациональных банд мигрантов или приезжих. Внешнюю войну с Украиной, освобождение южнорусских людей от порабощения необходимо запараллелить с очищением русской жизни от внутренних опасностей. Убийство русских в Мурманске или где-либо в другом месте многонациональными бандами приезжих или мигрантов, так же недопустимы, как рейды украинских диверсионно-разведывательных групп в приграничных районах России.
Государственная политика в России должна иметь русскую государствообразующую доминанту во всех смыслах. И этот процесс должен происходить параллельно с изживанием русскими людьми глупостей социализма и либерализма.
Кандидат исторических наук, публицист Михаил Борисович Смолин
Ранее на эту тему: