После разрушения Советского Союза мировоззренческая пустота, образовавшаяся в народе, не была заполнена духовным содержанием. Потом вскоре наши умы стали бурно заполняться православной верой, в подвиге сбережённой в сокровищнице Русской церкви и теперь изливающейся от Самого Бога, готового воскресить силу русского православного духа. Упустить этот дар было равносильно смерти, ибо наставало время, когда, восстав от векового умственного сна, надо было довершить русское и всемирное созидание духовного царства, пути стяжания которого так чудно были отражены в нашей культуре, церкви и государстве. Ту возможность мы, всё же, отчасти упустили.

Непреходящее значение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) было в том, что он выразил и обосновал убеждённость, что Россию возродить к исторической жизни может только сам русский народ своими духовными силами, корни которых покоятся в христианской почве и преемственности служения великому православному отечеству, которое называется не иначе, как Святая Русь.

Значение владыки Иоанна ещё в том, что он указывал, – внутри России существует многочисленный «малый народ» её противников, вечно и неусыпно враждующих против её духовного возрождения. И призывал к отстранению этих разъедающих Русскую державу червей (как бы сказал Черчилль) от всех рычагов влияния, без чего возрождение России к исторической жизни невозможно.
 
Упустили тот духовно-исторический миг, быстрого воскресенья не произошло. Последовавшее вялое состояние раздвоенной идеологии лишило образ страны нравственного авторитета среди исторически связанных с нами народов. Отпадение Украины от России было, наверное, роковым указанием Бога на непорядки в духе русского общества. В том была и пока ещё есть наша вина перед погибшими жителями Малороссии и Новороссии, ибо мы свели доверявшие нам народы с ума из-за засевшего в русских головах атеизма и стыдливости свидетельствовать свою веру. Раздвоений было много: призывание Имени Божьего не слышалось в общественной жизни  России, Церковь – душа русского народа – оставалась отделенной от государства, а Божественный Закон не звучал во всеуслышание, оживляя и питая души.

Когда Н.В. Гоголь писал, что вдохновленная Богом Русь куда-то чудно стремится, но не даёт ответа куда, – на самом деле ответ есть: она стремится к духовному совершенству. В образах прежней, царской России было много всего прекрасного, высочайшего, любви, даже трудно представить, как естественно соединялись любовь и вера в душе наших прадедушек и прабабушек. Но не было, может быть, достаточного совершенства в разуме, не успели они стать в разуме «богами по благодати», как назначено Создателем. Говорю «не успели», потому что внутри  русского мира было предостаточно источников, готовых оздоровить страну.

Но со времён Екатерины II сформировалась антинародная интеллигенция, со временем превзошедшая числом народную и сыгравшая решающую роль к 1917 году.  Простой народ не повинен в революции, он страдалец в этом международном потрясении. Материализм и марксизм родились не на русской почве, они были занесены сюда извне (святитель Николай Сербский).

У русских особенный, беспрецедентный образ государственного устройства: империя православного кроткого сердцем, смиренного и сильного народа отличается от империй иного типа. Она является проекцией Царства Небесного на землю, что мы видим и знаем по неложной сердечной любви к ближнему, независимо от его национальности и вероисповедания, и уважению к его вере. Такое отношение к человеку, было, есть и будет в России. Империя по Божественному замыслу может быть одна в мире, как и Церковь одна, ибо как в Церкви нет никакого деления, и все составляют одно духовное целое независимо от способности и положения, так и в империи нет разделения на своих и чужих, но все люди пребывают равноправными подданными одного царя, независимо от вероисповеданий, при условии взаимного согласия и дружелюбия. Образ божественной православной империи кроткого и большого государствообразующего христианского народа дан в Российской империи. Сама же Россия стоит на православии, соборности и служении.

Чем Святая Русь оправдает своё драгоценное имя, если не предстоянием во всей полноте своего народа пред Господом? И чем ещё, если не оправданием Православия перед народами мира?

Всегда были в среде русского народа праведники, подвиг которых не сразу заметен. Трудно найти в великой русской художественной литературе образы тихих подвижников веры – они были малоинтересны для романистов, чьё творчество требует интриг, а не наблюдений над мирными, светящимися верой тихими душами. Слава Богу, в наше время написано и издано много документальной жизнеописательной литературы о подвижниках веры из разных слоёв народа. Да, они не были большинством среди своих, тем не менее, неся великие подвиги, молились за обидчиков и гонителей земляков и влияли на очень многих из них.

В Российской Федерации объединились народы разной веры, но при этом необходимо твёрдо понимать, что де-факто республики и субъекты, имеющие свои наименования и границы, обладают своей исторической религией, а всё, что кроме этих границ – это православная Россия. Москва и Санкт-Петербург были и будут всегда православными столицами, в них гостеприимно и традиционно предоставляются места для некоторого числа иноверных храмов. 

Мы не можем искоренить зло совсем. Никогда, ни за что. Изгнать его может только Бог и желает этого, но не нарушает свободной воли человека. Поэтому одной из главных добродетелей является постоянная молитва, чтобы воссиял свет, и исчезло зло навсегда, чтобы грех искоренился внутри и вне нас. Если бы в русской истории служебная жизнь не была продолжением Божественной Литургии, если бы своё самоотверженное служение человек не соединял в единство со Христом, если бы царство было не православным и народ не чувствовал глубочайшей внутренней связи своего повседневного жертвенного служения царю с тем, что познавал он на Литургии, другими словами – если бы жизнь не была продолжением Литургии, если бы своё самоотверженное служение и жизнь  русский не соединял в смысловое подобие и единство со Христом, он бы не смог создать империю. Но с помощью Божией он её создал.

Эта органичная связь с Богом свидетельствовала о воле Божией, благословении и соучастии Бога и народа. Поэтому сейчас решение внутренних, мировоззренческих, религиозных, духовных вызовов должно стоять на первом месте. Народ благословлён быть единым и никаким другим. Христос об этом выразился предельно ясно. Этого не желает только очень активный «малый народ» внутри страны, зная, что разобщённые каждый по своим внутренним уголкам жители – это не  народ, а нечто нежизнеспособное, и на этом можно хорошо наживаться, таким населением легко управлять и достигать своих целей. Такое разобщённое население – даже не советский народ. Советское было частью православно-имперского, правда лишённое внутреннего отношения к вечной жизни, и советское тоже использовало цельность русского человека.

Бог держит в руках и творит историю, а человеку надлежит определиться – с кем он. Мы, русские, так же, как и все христиане, имеем долг и обязанность определиться. Без Божественной благодати нам никогда не привлечь к себе людей иных вер, цивилизаций и культур. Творец человека милостиво призирает на людей, заботясь не только о земной жизни, но ещё больше о вечной, и ведёт народы ко благу, дав каждому народу особенный дар, назначив, очевидно, очерёдность действий, зная всё сокровенное о народах. И Русскому народу Господь назначил миссию в человеческом роде. Он открывает источники силы для её совершения, разум и речь для познания и формулирования, распознавания времён. Но только сам человек может расположить свою благую волю.

Русский путь – это усилие воплотить в жизнь Животворящий Дух Божий. Из этого усилия в миру сложился и должен завершиться национальный характер с его определёнными резкими чертами. И из этого усилия, может быть, выявляются для человеческого рода некоторые общеполезные истины. Черты национального характера, сложившегося и отшлифовавшегося за века, требуется приложить к духовному состоянию современного русского народа, стяжавшего высокое интеллектуальное и нравственное развитие в XX веке. Что же за время мы сейчас переживаем? Момент истины? Час воли Божией? Преображение души? Да, всё это. И подобно тому, как стремительно, подчиняясь чудному Божественному закону и наполняясь соками жизни, на наших глазах ожила и расцвела прошедшей весной природа, так подчинится воле Божией каждая русская душа. И освободит Бог все души от власти греха, привлечёт к Своим Животворящим Таинствам и дару Святого Духа.

Благодаря цельности своего характера и православной вере русский народ создал православное государство, империю. И во время кратковременного советского периода, особенно Великой Отечественной войны, цельность и христианство выразились в таких формах как братство, дружба, товарищество с острым чувством справедливости и совестливостью. Они отлились и закалились в огне войны. Это почти именно те качества, которые имел в виду святитель Николай Сербский, говоря:  «Русский народ должен выйти из огня страданий более сильным, святым и славным, чем был прежде, вовеки  прославленным пред землёй и небом», «умягчиться, облагородиться, обожиться, отречься от всего накопленного земного устремления, пройти через муки внутренней брани для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному». «На многострадальный русский народ прольётся новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов. И тогда  очищенный и крещённый огнём страданий и слёз, умягченный, облагороженный и обоженный, Русский народ будет готов оказать помощь растерянному, ослепшему миру, который нуждается в целом священном, святом народе. Точнее – Христианству и через него всему человечеству, таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес». «Уникальная государственная программа России – быть народом, в котором каждый человек свят». Это счастье – просыпаться в стране, освещенной вместе с солнечным сиянием светом веры и правды.

В СССР создавались романы на темы высокой нравственности, они немедленно становились явлениями в культурной жизни, формировали высший уровень в сознании людей того времени, воплощались, так сказать, в жизнь, размножались в других явлениях культуры. Сейчас  такого, к сожалению, нет, но может и быть, если в основу идеологии будет положено Христианство.

Достаточно времени прожив при советском строе вне Церкви и даже без веры, и столько же православным русским человеком, узнав творения святых отцов и пути воплощения их знаний в повседневной жизни, свидетельствую, что даже молодое поколение можно вооружить настоящей мудростью и мощными созидательными началами, если образование строить на православной христианской мысли.

За многие годы в России сложился человек, хоть и превосходно образованный, но в религиозном плане за последний век не получавший соответствующего образования. И вера у нас есть, но посажена она в какую-то темницу в глубине, так что люди сами считают себя атеистами. Увлекшись земными делами, русский атеист сам не знает, что в нём живёт вера. Освободи её в себе, человек, если ещё не освободил, и ты исполнишь в себе задачу библейского масштаба. 

© Copyright: Борис Силуанов, 2019 г. Св-во о публикации №219061800626 

Источник

Ранее по теме:

О. Андрей Ткачев. Если народ не хочет умереть, он должен помнить главные события своей собственной Священной истории

Государствообразующий русский народ несёт на своих плечах всю тяжесть поддержания и сохранения Российского Государства

В какое будущее должна устремиться Россия?